Родоначальник трудовой династии авиаторов Евстифеевых

Сегодня отмечает 90-летний юбилей ветеран труда и тыла, Почетный работник авиации Якутии, Почетный гражданин Олекминского района, Почетный ветеран Республики Саха (Якутия) Иннокентий Семенович Евстифеев.

Этого всегда подтянутого, еще крепкого мужчину почтенного возраста можно увидеть на различных мероприятиях. То он выступает 9 Мая с трибуны на площади Победы, то он главный герой «Живой книги» в районной библиотеке, то участвует во встрече ветеранов. В общем, как говорили раньше, всегда в гуще общественных дел. А в начале этого года, в юбилейные для нас дни Иннокентий Семенович пришел в редакцию и рассказал о том, что много лет выписывает районную газету, а читает ее лет 80 точно, помнит все названия колхозов. Тут то мы с удивлением узнали, что он ровесник газеты!

Иннокентий Семенович родился в д.Марха. Так как день рождения у него в ноябре, в школу пошел с опозданием, почти в 8 лет. Пока год сидел в ожидании, учительница, которая жила по соседству, научила читать. В первый класс пошел в 1941 году. В июне 1942-го отца и старшего брата призвали на фронт, а уже через несколько месяцев на отца пришла похоронка: «Евстифеев Семен Николаевич погиб смертью храбрых 13 октября 1942 года в боях под Сталинградом». На этом закончилось беззаботное детство и начались годы военного лихолетья. Мама и старшая сестра трудились в колхозе «Красная звезда», не покладая рук, и Кеша помогал, как мог.

В Мархе школа была начальной, поэтому в 45-м, чтобы продолжить учебу дальше, ему пришлось ехать в Саныяхтах. В 1946-м вернулся с войны брат, и жить стало немного полегче. Иннокентия же всегда тянуло к знаниям. После окончания семилетки он поехал учиться в город, но при школе не было интерната, знакомых тоже не было и, промаявшись месяц-полтора, он вернулся домой. Устроился на работу в колхоз, председатель сельсовета заприметил грамотного 16-летнего паренька и предложил ему поработать у него секретарем. Но через год состоялись первые послевоенные выборы в органы местной власти, и секретаря назначили из числа депутатов, а Иннокентия временно поставили заведовать клубом. В 1951 году вышло решение об организации избы-читальни в Мархе, и грамотного молодого человека направляют туда. Только он наладил работу избы-читальни, подошел срок отдать воинский долг Родине. За три года службы в танковых частях он дослужился до командира танка, демобилизовался в 1955-м в звании сержанта. После армии связал свою судьбу с авиацией.

— В Олекминске я живу и работаю с 1960 года. До этого трудился мотористом-аккумуляторщиком на Саныяхтахской авиаплощадке, которая обслуживала трассу Якутск – Олекминск, — рассказывает Иннокентий Семенович. — В 1959 году меня направили в Актюбинскую школу авиационных механиков гражданской авиации, обучившись, я вернулся в Олекминск. В общей сложности работал в Олекминском аэропорту с 1956-го по 2003 годы авиамехаником, авиатехником, диспетчером службы АТБ, инженером по спецприменению авиации в народном хозяйстве, начальником штаба объединенной авиаэскадрильи. После перевода эскадрильи в Алдан 10 лет работал в отделе кадров. В 2003 году вышел на заслуженный отдых, за плечами были 53 года трудового стажа.

Иннокентий Семенович всегда был активным общественником, прошел школу комсомола, затем вступил в ряды КПСС, был профсоюзным активистом. Избирался членом райкома партии. За многолетнюю добросовестную работу удостоен званий: ветеран труда, Почетный работник авиации Якутии, Почетный гражданин Олекминского района, Почетный ветеран Республики Саха (Якутия), имеет медаль «За доблестный труд в годы ВОВ», множество других наград. По линии КПСС награжден орденом «Партийная доблесть». Его имя занесено в Книгу почета «Трудовая слава Якутии».

— Так получилось, что я стал родоначальником трудовой династии авиаторов, — с гордостью рассказывает Иннокентий Евстифеев. – У меня 3 сына, из них двое работают в аэропорту, у них у обоих на сегодня по 26 лет стажа. Я отработал в авиации 47 лет, жена тоже почти 40 лет, плюс остальные, в итоге на всех Евстифеевых получается почти 150 лет.

Выйдя на пенсию, Иннокентий Семенович работал над архивными документами по истории аэропорта Олекминск,  участвовал в издании брошюры к 65-летнему юбилею трассы «АлСиб». Строительные работы в нашем аэропорту начались осенью 41 года, а уже в июне следующего года американский бомбардировщик с проверяющим на борту приземлился в Олекминске. Этот самолет пролетел по всей трассе, после чего дали добро на эксплуатацию. Первая группа самолетов, перегоняемых с Уэлькаля, в начале ноября прибыла в Якутск. В конце ноября в Олекминск прибыли 10 специалистов для технического обслуживания самолетов. День основания сухопутного аэропорта Олекминск узаконен приказом №1 от 15 ноября 1942 года.

Самоотверженный труд строителей аэропорта в суровые военные годы ветеран авиации Евстифеев считает настоящим подвигом, поэтому он был рад, когда задумали возвести сквер, посвященный жителям Олекминского района, участвовавшим в строительстве взлетно-посадочной полосы. На сегодня работы по благоустройству сквера завершены, осталось наполнить его содержательной частью.

В прошедший вторник Иннокентий Семенович узнал из телевизионных новостей о том, что правительством России принято решение о выделении 1 млрд.руб.  на завершение работ аэропортам Дагестана и Олекминска.

— Сам Мишустин сказал, значит Олекминский аэропорт будет достроен в 2024 году. Это очень хорошая новость. Но там еще много чего нужно сделать, надеюсь, что доведут начатое дело до конца, — говорит ветеран.

На мою просьбу поделиться секретом долголетия, долгожитель машет рукой:

— Нет у меня никакого секрета, диету не соблюдаю, зарядку не делаю. В молодости много ходил пешком, всю жизнь работал. Мы, дети войны, все прошли естественный отбор, выжили самые крепкие. Мы с женой год назад из аэропорта на дачу переехали по программе переселения из аварийного жилья. Новый год встречали в новой квартире, уже и следующий на подходе. Жизнь продолжается.

Дарья Тимофеева.

Читайте дальше