В Олекминском районе в апреле-мае 2023 года проведено мониторинговое исследование «Олонхо и современный школьник» с целью выявления воздействия результатов деятельности государственной целевой программы для будущих поколений в связи с признанием ЮНЕСКО якутского героического эпоса шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества в 2005 году.
Мониторингом охвачено 119 учащихся 5-11 классов из 9 школ района — Абагинской, Токкинской, Саныяхтанской, СОШ №1 г. Олекминска, Дабанской, 2-Нерюктяйинской, Хоринской, Дельгейской и Кыллахской.
Исследование прошло на основании мониторингового материала, проведенного в 2010 году Институтом национальных школ РС(Я) в восьми улусах (центральной, вилюйской, заречной группах) республики по направлениям: «Общие знания об олонхо», «Сказители-олонхосуты», «Язык олонхо», «Олонхо в жизни ребенка», «Отношение ребенка к олонхо».
На первый вопрос по общим знаниям об олонхо 16,8% затруднились в ответе. Остальные 80,2% дали положительный ответ, объяснившие олонхо, как сказание о героической борьбе богатырей, как борьбу добра со злом. 91,6% детей впервые об олонхо узнали в детском саду (15%), в школе на уроках якутской литературы, КНРС(Я) (45%), от учителя и родственников (14%), в том числе от бабушки, дедушки, матери, отца, из книги (8%).
56,3% детей про жанровое представление вообще не имеют представление. Приблизительно положительный ответ дали 43,7% учащихся. Отличие жанра олонхо они видят в форме его исполнения, воспринимают как сказку-былину, эпическое произведение, и самое главное, есть единичные ответы, что в олонхо включены все жанры фольклора.
На вопрос: «В каком году ЮНЕСКО признало олонхо шедевром нематериального культурного наследия и устного сказительства человечества?» 37,8% детей дали точный ответ (2005 год). Не знают — 47,1%. Остальные не ответили.
По пункту о деятельности государственной программы по развитию, сохранению и распространению олонхо 59,7% детей дали удовлетворительные ответы, в том числе о включении изучения олонхо в школьную программу, проведении выставок, праздников, конкурсов и, конечно, проведении Ысыаха Олонхо в улусах и наслегах. Но 40,3% детей не ответили.
Во втором направлении о сказителях-олонхосутах знания показали 51%. Отрадно, что в числе знаменитых олонхосутов дети единично называют Дарью Томскую-Чайку, П.А. Ойунского, И.Винокурова-Табаахырап, Д.М. Говорова, П.Е. Решетникова, Захарова-Чээбий, Н.Абрамова-Кынат, С.А. Зверева-Кыыл Уола, П.П. Ядрихинского-Бэдьээлэ, Е.Е. Иванову, И.Охлопкова-Чочойбох, Марию Андросову-Отоойко, С.С. Васильева-Борогонского, Н.Степанова-Ноорой, даже называют Петра Колесова, знаменитого Намского олонхосута, в репертуаре которого 45 олонхо. И, конечно же, М.А. Шараборина-Кумаарап, А.Е. Соловьева. Но не ответили 46%.
На вопрос об олонхосутах-земляках, к сожалению, 65,2% не знают олекминских олонхосутов. Только 17,6% называют А.Е. Соловьева, 5% — М.А. Шараборина-Кумаарап. В число своих так же включают П.А. Ойунского, И.Г. Тимофеева-Теплоухова, Н.Абрамова-Кынат.
С 2005 года по решению Главы РС(Я) звание «Ийэ олонхосут» было присвоено олонхосутам Д.Томской-Чаайка, П.Е. Решетникову-Көһөҥө Бүөтүр, А.Е. Соловьеву. На вопрос: «Назови современных олонхосутов, которым присвоили имя “Ийэ олонхосут” ответили 18%. 80,0% — не знают.
Писателей-олонхосутов 44,4% детей не знают, но по одному называют П.А. Ойунского, С.С. Яковлева-Эрилик Эристина, В.М. Новикова-Күннүк Урастырова, С.С. Васильева-Борогонского. Сегодня их олонхо изучаются на уроках якутской литературы.
В определении различий сказительства и исполнения олонхо затрудняются 75,0%, дали правильное объяснение 16,0% детей.
В разделе анкеты «Язык олонхо» 49,4% не понимают языка олонхо. 55, 5% учащихся дали обширные ответы на вопрос «Значение знания языка олонхо». К примеру, обогащает запас слов, развивает кругозор, учит умению импровизировать, понимать добро и зло, это – язык этикета, знать родной язык. Не ответили 43,5% из участников мониторинга.
На вопрос «Что помогает владению языком?» получили 75% положительных ответов. Наибольший процент считают слушание олонхо — 18,4%, чтение – 10,0%, объяснение учителя – 14,0%.
На вопрос определения эпических формул олонхо ответили только 20%, не смогли ответить — 75,5% школьников.
42,0% детей отрицают (не понимают) пользу от знания языка олонхо в жизни. Даже есть такие ответы, как «современной молодежи оно ни к чему». В то же время 48% информаторов отмечают положительное влияние, в том числе совершенно верно отмечают, что привитие нужно начинать с раннего детства.
По разделу «Олонхо в моем окружении»:
87% считают, что в их роду нет олонхосутов, только 9% отмечают о предках-олонхосутах. 31% родителей интересуются олонхо, у 58% родителей, к сожалению, отсутствует интерес к олонхо. 11% — не ответили.
В районе обеспечение школьного фонда книгами олонхо равно 62,0%. В некоторых библиотеках отмечается отсутствие — 24%, а 14% не ответили, что показывает отсутствие интереса. Отрадно отметить, что в некоторых школах есть уголок олонхо.
79% отмечают отсутствие общественной организации олонхо, а о существовании знают 20,5% школьников. 70% детей не занимаются в кружках и ансамблях по олонхо. Данный показатель, возможно, указывает на отсутствие этих мероприятий.
По разделу «Мое отношение к олонхо»: 43,5% — не читали олонхо, 54% — читали на уроках якутской литературы. Исполнение олонхо слушали 70%. На дополнительный вопрос «Когда и где?» отвечают на Ысыахе Олонхо, в школе, по телевизору. 85,5% детей сами никогда не исполняли олонхо, но в районе 5% детей исполняли. В этом разделе на положительный результат повлияли подготовка и проведение Ысыаха Олонхо в Олекминском районе.
28% детей пишут об участии в постановке олонхо, игре на хомусе, они рисовали, танцевали. Но 70% не охвачены занятиями по олонхо, подтверждающее отсутствие кружков, студий и других мероприятий в образовательных учреждениях.
На вопрос «В чем значение героического эпоса олонхо в жизни?» не знают ответа 49%, но больше половины, 55%, дают очень содержательные ответы, такие, как: способствует формированию духовно-нравственной личности; воспитанию любви к Родине; формирует патриотизм, сохраняет духовные ценности, национальные традиции; мы, саха, и должны знать и гордиться олонхо и др.
Ответы о дальнейшем развитии олонхо можно считать программными для районных управлений образования и культуры по направлению «Олонхо и будущие поколения»: издание книг, проведение конкурсов, фестивалей, съемка и создание анимационных фильмов, организация работы кружков по олонхо, обучение исполнению олонхо, поддержка начинающих олонхосутов, оказание материальной помощи фонду олонхо, привитие к олонхо с малых лет и т.д.
Данные предложения учащихся, несомненно, являются базовыми для работы по развитию, увековечиванию олонхо, возрождению этнических традиций, национального самосознания.
В целом, по итогам мониторинга выявлена недостаточность внимания в организации кружковой, внеклассной деятельности по направлению изучения и сохранения эпического наследия народа, якутской национальной культуры в общеобразовательных школах района, а также в учреждениях культуры.
Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей.
М.Д. Ларионова,
заместитель начальника Управления культуры, молодежи, семьи и спорта Олекминского района РС(Я).
У.М. Флегонтова,
ведущий специалист Центра Олонхо по научно-методической
деятельности и международным связям АУ РС(Я) «Театр Олонхо».