Сегодня, в День учителя, в Якутске прошла торжественная церемония награждения педагогов-наставников республики, ставшими лучшими в своих районах по итогам народного онлайн-голосования. По инициативе Главы Якутии Айсена Николаева в Год педагога и наставника в РФ установлены 36 премий педагогам-наставникам в размере 100 тысяч рублей.
В Олекминском районе из трех кандидатов наибольшее количество голосов – 1277 – набрала учитель начальных классов средней общеобразовательной школы №1 им. Н.Н. Яковлева, педагог-наставник Людмила Акишева.
Л.А. Акишева — учитель со стажем, выросла в семье педагога Нины Назаровны Нероновой, которая сегодня является активным участником общественной жизни ветеранов педагогического труда Олекминского района.
— В выборе профессии большую роль сыграла моя мама, — рассказывает Людмила Алексеевна. – Работу в системе образования мама начала с воспитателя детского сада, и с самого юного возраста я видела ее как педагога-воспитателя, была частенько в ее группе. Приходя домой, рассаживала кукол и играла в детский сад. Конечно, я была в роли воспитателя, а куклы — воспитанниками. Уже, будучи в старших группах, моим идеалом стала мой воспитатель, моя тезка Людмила Алексеевна Тирская – добрейшей души человек. Я всегда считала, что воспитателями должны быть именно такие люди, как она, – добрая, улыбчивая, светлая.
В первом классе у Милы, как ее ласково называют родные и близкие, игры не закончились. Теперь уже куклы «обучались», сидя за импровизированными партами.
— Наверное, таким образом моя будущая профессия была предопределена. В 10-11 классах я точно знала, кем я хочу стать, и какую профессию выбрать. На тот момент мама после профессиональной переподготовки стала учителем начальных классов. Поэтому выбор пал на учителя начального звена.
Окончив 11 классов Юнкюрской средней школы, в 1993 году Людмила поступила в Новосибирский педагогический университет, а после его успешного завершения в 1999 году вернулась в родной Олекминск.
— Думала, что немного поработаю, а затем вернусь в Новосибирск. Но, как это обычно бывает, уезжать из дома, где все родные и близкие, передумала, — говорит Людмила Алексеевна.
В Олекминске молодого педагога по распределению направили в только начинавшую свою работу районную гимназию «Эврика», которая располагалась на берегу в районе автовокзала.
— Директором была Ольга Юрьевна Живолун, мне она казалась очень строгой женщиной. На собеседовании она сказала, что их педагоги проходят строгий отбор. Тем не менее, взяли библиотекарем и параллельно классным руководителем шестого класса, так как в первом и втором уже были учителя. Впрочем, это и был весь набор классов «Эврики». Мне тогда понравилось маленькое здание школы, небольшой коллектив, по-домашнему уютная обстановка. Коллектив был молодой, творческий, как говорится, глаза горели: все хотелось сделать, везде участвовать. Работа сразу закипела, — вспоминает Л.А. Акишева.
Это был 1999-2000 учебный год. В летние каникулы молодой специалист ни сном, ни духом и не подозревал, что в скором времени судьба ее свяжет с другой школой, где она встретит своих наставников, которые откроют дверь в педагогический мир.
— Маме позвонил директор школы №2 Эдуард Владимирович Кондратьев и сказал, что им требуется учитель начальных классов, и он знает, что я с педагогическим образованием работаю не по профилю. Недолго думая, согласилась. Коллектив школы №2 встретил меня с теплотой. Хотя, если честно, было страшно: коллектив большой, школа тоже не маленькая, да и боязно было брать класс впервые в жизни.
В средней школе №2 Людмила Алексеевна Акишева проработала 16 лет.
— Об этой школе у меня остались хорошие воспоминания, я ее очень люблю. Был теплый коллектив учителей, среди которых работали педагоги еще советской закалки. Мне повезло работать рядом с ними. В то время наставническая деятельность так же имела место быть, но не в тех масштабах, как сейчас, когда активно поднимается статус педагога-наставника. Сейчас я уже и сама педагог-наставник и знаю, что это такое, и помню своих наставников. В то время в крупных школах действовала кабинетная система и дети учились в две смены. В связи с этим за кабинетами закреплялись по два учителя. Я работала в паре с Людмилой Павловной Большедворской. Всегда с теплотой вспоминаю ее, хотя мы ее страшно боялись, она была руководителем нашего методобъединения. Людмила Павловна была очень строгая, требовательная, но мы у нее многому научились: дисциплине, ответственности, чтобы все соответствовало требованиям. А моим наставником была Надежда Степановна Романова, которая стала для меня, как вторая мама. Во всем, что получалось и не получалось, она помогала, поддерживала, учила. Сегодня с благодарностью вспоминаю учителей той поры, которые помогли мне подняться по педагогической лестнице. Ну и, конечно же, большим наставником в профессии и в целом по жизни является моя мама. Для меня она Учитель с большой буквы, благодаря ней я состоялась как учитель, — говорит Людмила Алексеевна.
Последние семь лет педагог работает в средней школе №1, нынче у нее 4-й выпускной класс.
— Однажды меня кто-то спросил: «Как вы работаете в школе в начальном звене? Малыши пришли, отучившись четыре года, ушли. И так по кругу…». Да, конечно, это повторяющийся цикл: учить писать, читать, как правильно ручку держать… Но каждый набор детей отличается. Все разные, у каждого класса есть своя изюминка. Хотя после каждого выпуска возникает мысль: «А может отдохнуть и не набирать 1 класс?». Но… День знаний и новый класс.
2023 год для педагога юбилейный – 25 лет педагогического стажа.
— Я даже не заметила, что столько лет пролетело в системе образования. Будучи педагогом-наставником, веду молодых учителей начальных классов Марию Николаеву и Туйару Габышеву. Кстати, в прошлом году с Туйарой Викторовной приняли участие в первом районном конкурсе педагога-наставника и наставляемого «Педагогический дуэт», по итогам которого стали абсолютными победителями. Вообще, наставническая деятельность была всегда, и проходила невидимой нитью в жизни учителей, велась как само собой разумеющееся. Оказывалась методическая помощь, поддержка в решении различных вопросов, в том числе и в деле воспитания подрастающего поколения. Сейчас наставническая деятельность стала рассматриваться широко и громко с целью повышения статуса педагога-наставника, и это правильно, — считает Л.А. Акишева.
Людмила Алексеевна возглавляет школьное методобъединение на протяжении 20 лет, и седьмой год руководит методической работой на районном уровне. И не зря, что коллектив средней школы №1 выдвинул на соискание премии Главы республики кандидатуру Л.А. Акишевой.
— Для меня такая победа республиканского масштаба первая, — делится впечатлениями одна из лучших в нашем районе учитель. – В разговоре с коллегами вспомнила, что на моем веку я уже пожимала руку главе республики. Это было в 2002 году, когда, как молодые специалисты, принимали участие в торжествах, посвященных Дню учителя. Тогда мы встречались с президентом В.А. Штыровым. И спустя 21 год я пожала руку Главе Якутии Айсену Николаеву, но уже как педагог-наставник.
А ведь, как гласит известная пословица «Бог любит Троицу», возможно, доведется Людмиле Алексеевне и в третий раз встретиться с первым лицом республики, а то и страны…
Татьяна Романова.