Сегодня Федеральные проекты «Образование» и «Цифровая экономика» ставят целью развитие в образовательных учреждениях РФ цифровых технологий дополненной и виртуальной реальности. Бурное развитие информационных технологий требует роста не только ученика, но и учителя. Современный педагог должен обладать возможностями уверенного пользователя разнообразного программного обеспечения, работать с информацией и иметь навыки проектной деятельности. Тогда его ученик пойдет еще дальше и с уверенностью войдет в реалии завтрашнего дня, подготовленным и компетентным специалистом.
В этом году в МБУ ДО «Районном детско-юношеском центре» начал действовать муниципальный инновационный проект «Технология дополненной реальности в системе дополнительного образования обучающихся и педагогов».
— Согласно Дорожной карте проекта к 2026 году мы должны обучить группу педагогов создавать и применять приложения дополненной реальности в своем образовательном процессе, — рассказывает методист МБУ ДО «РДЮЦ» Людмила Филатова. — В этом году идет подготовка — разработка документации и решение организационных вопросов, а также в течение года будем знакомить педагогов и обучающихся района с технологией дополненной реальности.
— Что такое дополненная и виртуальная реальности и чем они отличаются?
— Дополненная реальность AR (Augmented Reality) – технология наложения виртуальных объектов на реальный мир. Виртуальная реальность VR (Virtual Reality) – это технология, позволяющая человеку (реальному объекту) находиться в виртуальном мире и взаимодействовать с ним. Для работы с виртуальной реальностью необходимы специальные дорогостоящие устройства – VR-шлемы, а вот для дополненной реальности нужен только смартфон и компьютер.
В этой связи открываются широкие возможности для педагогического творчества -дополненная реальность является отличным инструментом для методических разработок: авторских игр, обучающих приложений, определителей, «оживающих» информационных плакатов, дополнений книг и учебников игровым и познавательным контентом. На сегодня существует масса готовых AR-приложений для применения в сфере образования: для учителей-предметников такие программы становятся инструментарием для визуализации объектов, процессов и явлений, которые нужно продемонстрировать обучающимся в трехмерном измерении: рассмотреть со всех сторон клетку или химическую реакцию молекул друг с другом, макет 3D детали. Более того, они дают возможность не только получить информацию об объекте, но и взаимодействовать с ним.
Учителя начальной школы могут применять AR технологию для обучения чтению, знакомства ребят с окружающим миром, облегчения запоминанию правил и понятий. Игровые обучающие приложения дополненной реальности для дошкольников стимулируют память, активизируют логическое мышление.
Со следующего учебного года на базе Районного детско-юношеского центра будет проходить обучение педагогов и обучающихся с помощью конструктора дополненной реальности, а это значит, что научиться может каждый: для этого необязательно обладать навыком программирования. Конечным результатом проекта будет создание ряда инновационных социальных и образовательных продуктов, которые в будущем будут оказывать значимое влияние на социально-экономическое развитие нашего района. Таким образом, на ближайшие три года наш центр видит свою миссию в формировании уникальных компетенций у педагогов и обучающихся в сфере информационных технологий.