Издавна береста считалась прекрасным материалом для изготовления туесов. Туеса большие, поменьше и совсем маленькие, высокие и пониже, с округлыми донцами и овальными были у каждой хозяйки. И у каждого из них было свое особое предназначение.
В Токкинском школьном краеведческом музее хранятся и экспонируются изделия из бересты, предназначенные для разных бытовых нужд, которыми веками пользовались местные жители. Орнамент и узоры на берестяных изделиях традиционно отражают культуру народа саха.
Один из экспонатов привлек внимание руководителя музея письменности СВФУ А.В. Мигалкина, после тщательного изучения сюжетов на подойнике он сделал вывод, что данный экспонат уникален тем, что сюжеты, изображенные на бересте, несут сакральную смысловую нагрузку по содержанию и по форме и тесно связаны с этнической историей местных жителей. Он предложил начать исследовательскую работу по изучению сюжетов и представить на НПК.
Прошло время, но информация для размышления осталась, и, как заноза, время от времени давала знать, пока вновь наш подойник не оказался в центре внимания известных краеведов Якутии в лице Р.П. Ноговицына и П.С. Федотова. Они подтвердили уникальность подойника и подчеркнули, что пока аналогов в частной коллекции и государственных музеях Якутии пока нет.
Подчеркивая уникальность, мы назвали экспонат «Токкинский подойник» и взялись за исследования. Цель исследования — выявить жанровые особенности изображений на подойнике, как выяснилось, что одноразовые сюжеты присутствовали на подойниках ХIX — начале XX веков. Так, шаг за шагом наш подойник уводил нас в седую старину, приоткрывая тайны своих сюжетов с каменного века до XX столетия.
Невзрачный экспонат школьного музея приоткрыл свои тайны благодаря стараниям членов кружка «Поиск». Выяснилось, что сюжеты выполнены методом граффити. Этот способ нанесения существовал еще в каменном веке, в нашей республике отмечены в Хангаласском районе.
Подойник имеет высоту 21 см, ширину окружности 17,5 см, сшит из цельного куска в цилиндрической форме. Все швы выполнены конским волосом. Верхний и нижний укреплены двумя берестяными полосками шириной 5 см.
Вдоль верхней полоски твердым заостренным предметом нарисованы изображения, которые мы разделили на 4 фрагмента:
- Юрта-балаган и конь в полном снаряжении, привязанный к сэргэ.
- На заднем плане — табун лошадей, мирно пасущийся на лужайке, на переднем плане – лошадь, в стремительном броске летящая навстречу сопернику.
- Изображение природы родного края. Яркое солнце освещает склоны гор, заросшие густым лесом.
- Сцены удачной охоты — добытый медведь, соболь и волк, сохатый.
Нижняя полоска:
- На переднем плане — большая тунгусская ураса, на заднем — маленькая, рядом стадо оленей, фигура оленевода с арканом.
- Охотник в национальной одежде с натянутым луком и пронзающий стрелой матерого волка.
- Сцена с четырьмя журавлями – стерхами, символами любви и создания семьи.
- Встреча двух молодых людей. Юноша в правой руке держит за удила коня, левая протягивает соболя молодой девушке в знак любви и преданности.
Сюжеты рассмотрели в двух аспектах — в этнографическом и этническом планах. Ранее в своих исследованиях по чаринскому фольклору мы изучили местные предания, где описывались подобные сюжеты. В этническом аспекте подмогой стали исследования по истории чаринских якутов.
Дальнейшее изучение сюжетов выявило этнокультурную связь с зоргольской археологической культурой, а именно с «зоргольскими граффити».
В 1990-х годах экспедиция под руководством профессоров Игоря Ивановича Кириллова и Евгения Викторовича Ковычева исследовала могильники возле сел Зоргол и Дурой. В могильных ямах в гробах и берестяных коробах покоились останки древних забайкальцев. В погребениях археологи также нашли изящные бронзовые зеркала, пряжки, подвески, железные ножи, наконечники стрел из кости и железа, берестяную и глиняную посуду. Особенности погребального инвентаря и обряда позволили ученым выделить зоргольскую культуру и связать ее с племенами сяньби.
Жизненный уклад сяньбийцев нашел отражение в рисунках на кусочках бересты и берестяных туесках, найденных в упомянутых погребениях вблизи Зоргола. Казалось бы, что связывает зоргольские граффити с токкинским подойником.
- Техника и метод изображения рисунков, а именно граффити.
- На берестяном изделии верхней полоски сосуда, как и токкинском подойнике, изображены сцены бытового характера.
- Охотничьи сцены схожи по содержанию, динамике за счет сочетания плавных и резких линий, передающих напряжение зверей.
- Особое внимание привлекает изображение шамана. Он облачен в ритуальную одежду, на лице маска в форме фантастического зверя с птичьим клювом, волосы распущены. Кажется, вот-вот шаман начнет камлать. Аналогичный сюжет с камланием до мельчающих деталей совпадает с зоргольским шаманом, был обнаружен в могильниках 17-18 вв. в долине «Эркээйи» в ходе саха-французской экспедиции.
Удивительное совпадение сюжетов граффити дают пищу для размышления и требуют тщательного изучения, а мы в свою очередь приходим к выводу, что в функциональном плане граффити на бересте не утратили свое значение и встречаются в разных культурных традициях, являясь своеобразной пиктографической летописью, повествующей о реальных событиях с мифологическими сюжетами. Выше приведенные факты сходства изображений приводят к мысли, что пришедшие из глубин веков традиции сохраняются в неизменном виде.
На территории Олекминского района на протяжении многих веков менялись исторические условия, происходили сложные общественные процессы – передвижение и смещение разных племён и народов, обладавших различной языковой культурой. Взаимопроникновение традиций и образа жизни прослеживается не только в языке, но и в повседневных бытовых предметах, и в народных промыслах, где отражаются не только традиции, но и историческая память, и этническая история народа, свидетельство тому «токкинский подойник».
Исследование было представлено в республиканской НПК «Шаг в будущее» и вызвало большой интерес у специалистов. Впереди новые исследования, новые открытия и сенсации, экспонаты школьного музея приоткрывают свои тайны и загадки.
Петр Габышев